Ползучая экспансия Китая

Ползучая экспансия Китая

Куратор24 ползучая экспансия китая

Последние 2 месяца богаты на антикитайские события. Еврокомиссия приняла регламент для ограничения зарубежных инвестиций в страны ЕС, главным образом — китайских инвестиций. В США Дональд Трамп инициировал санкции против китайской корпорации Huawei и повышение пошлин примерно на 350 млрд. долл. на «практически весь оставшийся импорт из Китая», ранее не облагающийся 25% таможенной пошлиной. 

На фоне этих событий в России разворачивается новый виток сотрудничества с Китаем — переговоры Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина во время Российско-китайского энергетического форума на ПМЭФ-2019, встречи в рамках саммита ШОС. Реализуется много масштабных совместных инвестиционных проектов, в том числе проект компании ОАО «Газпром нефть» по модернизации Омского НПЗ с привлечением 3,5 тысяч китайских граждан. Стоит ли распахивать дверь перед Китаем, ведь экономика России — преимущественно сырьевая с высоким уровнем импорта потребительских товаров и инновационных технологий? Оценить сложившуюся ситуацию мы попросили Андрианова Владимира Дмитриевича, профессора МГУ, экс-директора департамента стратегического анализа и разработок «Внешэкономбанка», бывшего помощника по экономическим и внешнеэкономическим вопросам Д.А. Медведева.

Профессор МГУ Андрианов Владимир Дмитриевич

Андрианов Владимир Дмитриевич, профессор МГУ 

Каковы факторы успеха ошеломительного китайского развития?

Современная китайская экономика демонстрирует пример одной из самых эффективных и успешных экономических моделей в мире. В ее основе лежит удачное сочетание принципов рыночной экономики и жесткого «дерижизма», т.е. сильное государственное влияние на формирование экономической стратегии и регулирования социально-экономических процессов. Причем эта модель имеет ярко выраженную экспортную ориентацию и предполагает постоянное углубление внешнеэкономической экспансии.

Одним из основных преимуществ китайской экономической модели является рациональное использование принципов стратегического управления и долгосрочного планирования.

На всех этапах экономической трансформации экономики, начиная с 1978 г., руководство Китая успешно выбирало стратегические цели, исходя из необходимости трансформации экономики, разрабатывало пятилетние планы их реализации и определяло источники финансирования модернизации.

В настоящее время руководством Китая в среднесрочной перспективе до 2021 г. поставлена стратегическая цель – построить общество «средней зажиточности» (общество сяокан).

В долгосрочной перспективе к столетию образования КНР (2049 г.) Китай должен превратиться в «богатое, сильное, демократическое, цивилизованное и гармонично модернизированное социалистическое государство».

По словам Си Цзиньпина к 2050 г. Китай станет «глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию». У китайцев есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной. Китай последовательно приближается к тому, чтобы в ближайшие десятилетия стать центром мировой цивилизации.

И это у китайцев может получится даже быстрее, учитывая высокие темпы роста экономики и качественные изменения ее структуры. По данным авторитетного агентства Bloomberg — темпы роста ВВП Китая в 2019 г. будут намного выше официального установленного целевого диапазона в 6-6,5%.

В настоящее время у Китая есть все необходимые ресурсы для реализации своих стратегических целей. Кроме стратегического управления и долгосрочного планирования, в арсенале факторов роста можно отметить следующие:

 

  • Человеческий капитал. За время экономических реформ Китаю удалось создать целую армию высококвалифицированных специалистов, практически во всех отраслях современной экономики. Большинство из них, получило западное образование, опыт работы в крупных международных компаниях и активно возвращается на материковой Китай, где условия жизни и работы постепенно приближаются к западным стандартам.

  • Наличие значительных финансовых ресурсов. По объему золото-валютных ресурсов, которые в 2019 г. достигли 3,3 трлн долл. Китай в последнее десятилетие прочно занимает первое место в мире. По показателю общей капитализации банковского сектора, который в 2018 г. составлял 33 трлн. долларов США, Китай опережает все страны мира, в том числе и США. Согласно данным S&P Global Market Intelligence, в рейтинге ТОП-10 крупнейших банков мира — четыре из Китая, два из США и два из Франции. В списке 100 крупнейших банков мира по совокупным активам в 2018 г. было 20 китайских банков, 10 американских банков, 9 японских.
  • С 2016 г. китайский юань стал официально резервной валютой, его доля в Специальных правах заимствования (СДР), эмитируемых Международным валютным фондом составляет 10,92%, это третье место после доллара США (41,73%) и евро (30,93%) и больше доли японской иены (8,33%), а также английского фунта стерлингов (8,09%). Доля расчетов в китайских юанях в мировой торговли растет быстрыми темпами. Увеличивается доля юаня в составе золото-валютных резервов многих стран мира, в том числе и России.

  • Традиционно капитал зарубежных китайцев (хуацяо) занимал прочные позиции в экономике соседних стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Материковый Китай постепенно из страны импортера капитала в начале экономических реформ в постепенно превратился в крупного экспортера капитала, объемы которого в настоящее время превышают триллионы долл. Основными сферами экспансии китайского капитала являются страны Южной и Юго-Восточной Азии, страны Африки, Латинской Америки и страны Персибского залива.

  • Инновации — как важное конкурентное преимущество современного Китая. Успешная реализация национальной программы создания научно-технического потенциала «Факел», которая начала реализовываться в 80-х годах, дает свои результаты. Согласно Всемирной организации интеллектуальной собственности в 2018 г., более 50% патентных заявок поступило из Азии. Из них около 53 тысяч из Китая. Это ненамного меньше, чем из США, которые подали около 56 тысяч заявок.

orig-1561691751af1b7c633e45d90667a4ce918f0ff874.jpeg

Путин и Си Цзиньпин. Фото: kremlin.ru / пресс-служба президента РФ

Мы сильно отстали от КНР, какие ошибки допустило российское правительство в развитии?

После распада СССР Россия могла вполне также развиваться, как и Китай, и переориентировать свою сырьевую экономику на экспортоориентированную модель, с акцентом на инновации.

Для этого было все — высокий научно-технический потенциал СССР, относительно дешевая рабочая сила, низкие цены на энергоресурсы внутри страны. Все эти факторы при их рациональном использовании могли дать толчок трансформации экономики России, постепенный перевод ее на рельсы инновационного развития.

Одной из основных ошибок неудачных экономических реформ в России в начале 90-х годов является отсутствие долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. Такой стратегии до сих пор нет.

Кроме того, западными экспертами упорно навязывалась России либеральная модель развития, которая привела к разрушению экономического базиса страны, значительному сокращению ВВП, ликвидации целых отраслей экономики.

В итоге мы потеряли тот уникальный потенциал, который нам достался от бывшего СССР. До сих пор огромная страна находится в режиме ручного управления и никак не может выйти на траекторию системного, устойчивого роста экономики.

В настоящее время стратегию экономического развития заменяют Указы Президента РФ, в которых сформулированы основные цели и задачи социально-экономического развития. Очевидно, такой инструмент государственного управления не может заменить систему стратегического управления и долгосрочного планирования.

 65136547_651941538657403_8522600517094866944_n.jpg

Сравнение ВВП России и Китая за 1990-2018 гг.


Какие угрозы несет распахнутая дверь перед Китаем? 

В последние годы в России мы не только визуально ощущаем возросшее присутствие китайцев во всех сферах нашей жизни, но и видим их активное проникновение во многие сферы отечественной экономики.

Значительно возрос импорта потребительских товаров. Практически все самые простые вещи — одежда, обувь, товары повседневного спроса, электроника и электротехника — все китайского производства.

Китайцы активно внедряются в сельское хозяйство России, производя огромное количество овощей и фруктов сомнительного качества, т.к. при их выращивании используются различные вредные химикаты, опасные для здоровья. Это дополняется импортом сельскохозяйственной продукции из Китая. В России пока нет официальных претензий к качеству такой продукции. Однако известно, что власти Таджикистана временно запретили ввоз китайских фруктов после обнаружения в продукции опасных для здоровья генетически модифицированных материалов.

В сфере туризма китайцы создали целый сегмент серого бизнеса, который не приносит дохода государству, а обслуживает растущий поток китайских туристов. Такая ситуация складывается в Санк-Петербурге, Москве, на Байкале, и в других регионах.

Особенно сильно осушается присутствие китайцев на Дальнем Востоке России, где они причастны к хищнической вырубке огромных лесных массивов и вывозу сырья в Китай.

Увеличивается использования китайской рабочей силы при реализации масштабных инвестиционных проектов на территории России. Поскольку проекты реализуются на китайские кредиты, они носят связанный характер и предполагают импорт китайского оборудования и рабочей силы.

Все эти факты свидетельствуют об активной китайской экспансии в экономику России.

5.jpg

Массовая вырубка леса в Сибири. Фото: greenpeace.ru


Что еще не поздно сделать?

Совершенно очевидно, что невозможно устойчиво и динамично развиваться без определения стратегических целей, в противном случае возможен лишь спонтанный хаотичный рост, который на протяжении последних трех десятилетий мы наблюдаем в экономике России.

Поэтому для перехода на модель устойчивого развития необходима долгосрочная социально-экономическая Стратегия.

Как показывает мировой опыт не одна волна динамичного экономического роста, в том числе наиболее мощная волна «новых индустриальных стран Азии», включая Китай не поднялась бы без использования практики стратегического управления и долгосрочного планирования на государственном уровне.

Экономические подъемы начинаются только тогда, когда правительство и хозяйствующие субъекты определяют планы своего развития и начинают их реализацию».

Таким образом, кризис заканчивается тогда, когда исполнительная власть, бизнес сообщество и простые граждане страны ясно понимают, что им делать и начинают действовать совместно, достигая синергетического эффекта.

Во многих странах мира основой экономики является малый и средний бизнес, доля которого может достигать 70-80% ВВП. У нас на малый и средний бизнес приходится всего 25% ВВП.

Одной из проблем остается высокая стоимость кредитных ресурсов, в том числе для малого и среднего бизнеса. Жесткая монетарная политика Банка России, которая выражается в высоком уровне ключевой ставки, (7,25%) не позволяет уменьшить стоимость заемных средств, за счет которых развивается бизнес.

Нужна реальная, а не формальная, государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Это позволит снизить уровень теневой экономики России, который по различным оценкам составляет до 50% ВВП. Развитие малого и среднего бизнеса позволит улучшить конкурентную среду, которая в современной России находится на низком уровне.

В России, как и в Китае очень высок уровень коррупции в органах государственной власти и в сфере бизнеса.

Показательно отношение к коррупции в Китае, где за только за период с 2000 по 2009 гг. годы за коррупцию было расстреляно 10 тысяч чиновников и еще 120 тысяч получили 10-20 лет тюремного заключения.

В России, несмотря на громкие коррупционные скандалы в высших эшелонах власти, реальный уровень коррупции не снижается, что мешает улучшению инвестиционного климата и конкурентной среды.

Серьезной проблемой для России остается продолжающееся снижение реальных доходов населения, высокий уровень бедности, низкая доля среднего класса, значительное расслоение населения по уровню доходов.

Согласно официальным данным Росстата в июле-сентябре 2018 г. 19 миллионов россиян (примерно 13% населения) имели доходы ниже прожиточного минимума.

Все эти факторы в конечном счете не позволяет задействовать такой важный фактор экономического роста как потребительский спрос.

Еще одним фактором экономического роста может стать повышение уровня монетизации экономики (отношение денежной массы в обращении к ВВП), который в России значительно ниже, чем в Китае. Эмиссионное фондирование, в частности, можно использовать для реализации национальных проектов и масштабных инвестиционных проектов.

В долгосрочной перспективе Китай следует рассматривать как важного стратегического партнера. Однако, экономическое сотрудничество с Китаем следует развивать без ущерба национальным интересам России. В условиях западных санкций Китай может быть альтернативным источником финансовых ресурсов и современных технологий. 

Приоритетными сферами взаимного сотрудничества должны быть не топливно-энергетические, а наукоемкие и инновационные отрасли. При этом во всех сферах внешнеэкономических связей нужно значительно увеличить расчеты в национальных валютах двух стран, вместо расчетов в долларах США.


Янина Ноэль, Kуратор24

Курсы валют ЦБ на 19.10.2019 11:30 по МСК

USD 63.95 -0.06
EUR 71.13 +0.23
CHF 64.8 +0.31
CNY 90.29 -0.07
GBP 82.51 +0.7