Что значит для экономики страны производство своих самолетов?

Что значит для экономики страны производство своих самолетов?

Куратор24 что значит для экономики страны производство своих самолетов?

В марте этого года третий опытный самолёт МС-21-300 впервые поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиационного завода. Наглядная демонстрация возможностей отечественного авиастроения не осталась без внимания СМИ и экспертов. Как скажется производство самолетов на экономике России в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Отразятся ли на его успехе санкции США?

Наш эксперт, политолог Кулаков Сергей Вячеславович, назвал гражданскую авиацию потенциальным драйвером роста российской экономики.

«‎Данное событие можно назвать ключевым для отечественной гражданской авиастроительной отрасли последних лет. Появилась полноценная сконструированная машина, произведённая в нескольких экземплярах. Это значительный шаг вперёд, тогда как в постсоветский период, целый ряд пассажирских концептов так и оставались на бумаге.

В стратегической перспективе, налаживание серийного производства позволит: во-первых, заполнить технический парк внутреннего авиасообщения собственными машинами; во-вторых, появится возможность поставлять МС-21-300 на экспорт, и получить свою нишу в области ближне-среднемагистральных лайнеров. Помимо этого, есть и более «приземлённые», но оттого не менее важные цели, которые могут быть достигнуты стартом массового выпуска новой модели. Речь идёт о создании рабочих мест, производств, кооперации в экономики, развитии отечественной научно-технической мысли в целом ряде сопутствующих отраслей. Новая техника, поставленная на поток, запустит длинные и разветвлённые производственные цепочки. Ибо выпуск самолётов включает разработку электроники, дизайн, создание передовых сплавов и материалов, обучение экипажей для них и прочее. Успех проекта окажет позитивное воздействие на авиационную отрасль и экономику в целом.»

Отметил эксперт и основной спектр потенциальных проблем:

«‎Из числа главных проблем концепта выступает отсутствие в нашей стране достаточного числа производственных мощностей должного уровня для изготовления новой машины. И речь идёт не только об авиазаводах, а как раз о создании «внутренностей» для него – высокотехнологичной электроники. Ведь современный самолёт – не столько летательный аппарат, сколько передовая и сложная компьютерная система.

А основным поставщиком начинки самолётов выступают западные страны, в первую очередь США. По сути, импорт соответствующих технологий в Россию перекрыт санкционными ограничениями. Учитывая то, что почти вся электроника, как и многие другие элементы конструкции – это зарубежная техника. Притом попытки замены на отечественные аналоги отчасти возможны только по двигателям, но они имеют худшие характеристики в сравнение с импортными, о чём свидетельствует опыт Sukhoi Superjet 100. Поэтому санкции Запада могут серьёзно осложнить возможность запуска МС-21-300 в серию, если вовсе не остановить производство. Скорее всего, наши зарубежные партнёры попытаются приложить для этого максимум усилий.»

По его мнению краткосрочная перспектива масштабного выпуска самолета станет значительным бременем для России. Однако при должной степени инвестирования, разработке детального проекта будущего использования отечественных самолетов авиастроительная отрасль может в значительной мере улучшить положение экономики России:

«‎Но каким может быть выход из данной ситуации? Опять-таки реальными тут видятся два варианта: долгосрочный и краткосрочный. В первом случае, это формирование собственной технологической базы, отвечающей мировым стандартам. Однозначно, к этому нужно стремиться, вкладывать ресурсы, привлекать специалистов, развивать профильное образование. Именно в долгосрочной перспективе пуск лайнера в серию имеет все шансы стать одним из импульсов хозяйственного развития страны, простимулирует формирование сети гражданских аэропортов в городах страны.

В самые ближайшие годы, России требуется «оживить» гражданское авиастроение, восстановить старые и сформировать новые производственные цепочки. Пожалуй, решением здесь должен стать запуск данной машины как «пробного шара», основанного сугубо на отечественной технике. Да, самолёт будет отставать в этом плане от большинства зарубежных аналогов, но он позволит оснастить российскую гражданскую авиацию своими аппаратами. Сейчас в этом состоит главная задача. С точки зрения воздействия на экономику нашей страны в условиях санкционного давления и кризиса, в краткосрочной перспективе масштабный выпуск самолётов станет бременем для России. Потребуются объёмные бюджетные вливания на доработку, производство, весьма вероятно, что выпуск будет нерентабелен.

Платёжеспособный спрос за рубежом невысок, а внутренний не сможет стать заменой, так как авиасообщение в стране развито недостаточно, а кроме придётся выдерживать конкуренцию с теми же боингами и аэробусами.

Таким образом, вывод напрашивается только один – России крайне необходимо налаживание выпуска собственной авиатехники для внутреннего гражданского авиапарка. Да, это будет затратным мероприятием в условиях давления Запада. Но если поставить целью не просто выпуск этой машины, а разработать детальный проект её будущего использования, дабы сделать МС-21-300 основой внутренних российских авиалиний, авиастроительная отрасль имеет все шансы стать драйвером хозяйственного развития,» – заключил Кулаков Сергей Вячеславович.

По мнению другого эксперта, главной проблемой отечественного авиастроения видится отсутствие полной автономии в производстве и зависимость от поставок деталей и оборудования от перечня подрядчиков:

«‎Главная проблема на сегодняшний день - это производство деталей для самолетов на аутсорсинге. Практически все элементы и оборудование выполняют подрядчики. Во-первых, это сказывается на затратах и самом процессе согласования: больше возможностей для отмывания денег, сложные схемы и отсутствие планирования. Во-вторых, производство на аутсорсинге - это серьезный вопрос безопасности, как общей, так и экономической, потому что мы находимся в прямой зависимости от поставщиков средств производства. Санкции со стороны США - это возможность восстановить и наладить собственные производственные цепочки. Ключевой вопрос сейчас: как именно распределиться инвестициями.

В капитале больше всего нуждаются местные производители средств производства, им необходима поддержка со стороны государства, чтобы они смогли обеспечить работу на производстве конечного продукта - самолетов. У России огромный потенциал в машинном производстве. В долгосрочной перспективе нашей техникой заинтересуются и в Азии, и на Ближнем Востоке, и в Южной Америке. Проблем со спросом точно не будет, он уже есть (об этом говорят и наши военные разработки, то оборудование, которое уже закупается у нас во всем мире, не говоря уже про внутренний спрос), но главная задача сейчас - поддержать предложение и производителей, проконтролировать реализацию и подготовку квалифицированных кадров,» – считает Евтянова Дарья Вячеславовна, политолог, экономист, исследователь кафедры Стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.


Курсы валют ЦБ на 22.08.2019 11:30 по МСК

USD 66.26 -0.52
EUR 73.5 -0.48
CHF 67.71 -0.45
CNY 93.81 -0.74
GBP 80.51 -0.23